MANHATTAN SHORT 2017

Сайты друзья

86online

ya-rod_b

pdu_b

Авторизация

Планета обезьян: Революция и другие серии успешной франшизы

Planet_ob_l17 июля 2014 года в российский прокат выходит фильм «Планета обезьян: Революция». Первые пять фильмов знаменитой «обезьяньей» франшизы вошли в историю массовой культуры еще в конце 60-х, завоевали зрителя, поразили индустрию невиданным мерчендайзингом и отразили важнейшие настроения эпохи. В 2011 году «Восстание планеты обезьян» стало вторым релизом 20th Century Fox, по сборам уступив только анимационному «Рио».

 


 

Первая пятерка

В 1963 году увидел свет роман француза Пьера Буля «Планета обезьян», история о двух космических путешественниках, нашедших в космосе бутылку с рукописью о приключениях астронавта с Земли, столкнувшегося на другой планете с развитой цивилизацией обезьян и дикими племенами людей. В финале романа выяснялось, что обезьяны опередили человека в развитии не только на этой планете, но и на Земле и в целом в самых разных уголках Вселенной. Роман стал бестселлером, критика увидела в нем сатиру на современное общество, намеки на колониальное прошлое Франции и персональную мизантропию автора. Сам Буль, автор более трех десятков романов, Кавалер ордена Почетного легиона, не считал «Планету обезьян» своим лучшим творением. «Для меня эта была просто приятная фантазия, - говорил он в одном из своих интервью. – Я никогда не думал, что роман можно адаптировать для кино. Мне казалось слишком сложным сделать фильм по-настоящему смешным. Когда я посмотрел фильм, он был совсем не смешным, он был очень хорошим, по сравнению с романом многое было изменено».

Планета обезьян, 1968

 Пьер Буль имел ввиду «Планету обезьян» Франклина Дж. Шаффнера. Фильм вышел в прокат в 1968 году. Производственный бюджет составлял 5,8 млн. долларов, только в разработку лиц и мимики обезьян было вложено 50 тыс. долларов. Сборы в США составили почти 32,6 млн. долларов.

 Критика, как и зрители, отлично приняла «Планету обезьян», отметив помимо прочего новаторство художника по гриму Джона Чемберса, в итоге получившего почетный «Оскар» за эту работу (оскаровской номинации за лучший грим тогда еще не существовало). Того самого Чемберса, который двумя годами ранее придумал острые уши Спока для сериала «Звездный путь», а десятилетие спустя участвовал в спецоперации по спасению работников американского посольства в Иране (ставшей основой для фильма «Операция «Арго» Бена Аффлека, в котором Чемберса сыграл Джон Гудман). Также фильм получил две номинации на «Оскар» - за лучшие костюмы и лучший саундрек.

Завоевание планеты обезьян

 С 1968 по 1973 год было выпущено пять фильмов франшизы –«Планета обезьян», «Под планетой обезьян», «Бегство с планеты обезьян», «Завоевание планеты обезьян» и «Битва за планету обезьян». Каждый последующий выходил все с меньшим бюджетом (лишь четвертый был на 100 тыс. долларов дороже пятого), каждый пользовался успехом и собирал отличную кассу.

Кроме того, «Планета обезьян», давшая старт франшизе, стала по мнению известного критика Джеймса Берардинелли, моделью для всех остальных в плане рекламы и мерчендайзинга. Был налажен выпуск самых разных товаров, от фигурок героев, ланчбоксов и костюмов до комиксов и специальных газет обезьяньего мира The Ape News и The Mutant News, всего более 300 видов различных товаров, цена на некоторые из которых доходила до 60 долларов. К концу 1974 года (после выхода всех пяти фильмов франшизы) валовый объем продаж сопутствующей продукции достиг 100 млн. долларов. Особенной страстью к франшизе и всему, что ей сопутствовало, кроме США отличались Великобритания и Япония.

Под планетой обезьян

 Годы выхода фильмов на экраны совпали с эпохой системного мирового кризиса, экономических потрясений, массовых протестных движений и молодежных бунтов. И хотя каждая новая серия имела все меньшее отношение к книге, они были объединены между собой общими идеями. Принципиальное отличие от романа заключалось уже в том, что речь больше не шла о других планетах. В первом же фильме выяснялось, что астронавт Тейлор находил в запретной зоне обезьяньей планеты руины Статуи Свободы и понимал, что из-за релятивистского замедления времени он попал в будущее, в котором обезьяны стали цивилизованнее людей, и виноват в этом был сам человек.

Бегство с планеты обезьян

 То, как политические конфликты формируют массовую культуру, анализировал именно на примере «обезьяньей» франшизы американский правозащитник и культуролог Эрик Грин. В книге Planet of the Apes as American Myth он писал о том, как развлекательные фильмы работали в качестве актуального политического комментария, как популярная фантастика мутировала в метафорический рассказ о расовых волнениях 60-х годов, войне во Вьетнаме, движении за гражданские права (решение Верховного Суда США по делу супругов Лавинг, определившее свободу межрасовых браков, случилось всего за год до выхода первого фильма). Потому, к примеру, сцена выступления Тейлора перед конгрессом шимпанзе, орангутангов и горилл в «Планете обезьян» напоминала зрителю о знаменитом процессе 1925 года над учителем из Теннесси, которого судили за преподавание теории эволюции Дарвина, «Под планетой обезьян» прозрачно намекает на войну во Вьетнаме, а «Завоевание планеты обезьян» - на печально известные расовые беспорядки 1965 года в пригороде Лос-Анджелеса (о последнем, в частности в своем интервью Грину говорил режиссер Дж. Ли Томпсон).

Битва за планету обезьян

 При этом все части франшизы (кроме включавшего довольно суровые по тем временам сцены «Завоевания планеты обезьян») получили рейтинг G и предназначались для семейной аудитории. Родители смотрели аллегорическое кино, а их дети – фильмы о приключениях людей и обезьян.

 Ремейк Тима Бетона

О ремейке первого фильма студия задумалась еще в конце 80-х. В списках возможных режиссеров либо сопродюсеров фигурировали Филлип Нойс, Крис Коламбус, Питер Джексон, Оливер Стоун, Джеймс Кэмерон, Сэм Рэйми. В итоге в 2000 году в проект пришел Тим Бертон, а на главные роли определили Марка Уолберга, Хелену Бонем Картер и Тима Рота. Фильм с бюджетом 100 млн. долларов и маркетинговыми расходами в 40 млн. долларов вышел в мировой прокат в 2001 году и собрал 362,2 млн. долларов. Причем, сборы в первый уикэнд в США составили 68,5 млн. долларов. Это было второе по величине открытие 2001 года (первое - «Гарри Поттер и Философский камень») и девятый по мировым сборам фильм 2001 года. К релизу появились и комиксы и видеоигры, а компания Hasbro выпустила серию игрушек.

Бертон предпочитал называть фильм не ремейком, а переосмыслением. По фабуле его переосмысление напоминало и книгу, и первый фильм, но было лишено сатирического и социально-политического уклона. Критика отмечала отличный грим и в целом подход Бертона к работе над внешним обликом обезьян (кстати, все актеры, игравшие четвероруких, прошли шестинедельный спецкурс обучения их поведению), но в целом была недовольна. Например, Роджер Эберт писал, что в интеллектуальном смысле это фантастика для учеников средней школы, а рецензент The Village Voice отмечал, что в ремейке можно обнаружить редкие комментарии по проблемам расизма или взаимоотношений науки и религии, но они поверхностны.

Планета обезьян, 2001

 Фильм получил номинации на премии «Сатурн», BAFTA и MTV, но из важных наград заработал лишь «Золотую малину» в номинации «худший ремейк». Первоначально на студии говорили, что при условии коммерческого успеха будет принято решение о сиквеле. В результате, несмотря на определенный коммерческий успех, от идеи сиквела отказались. Впоследствии решено было перезапустить франшизу.

Новая версия

В 2011 году 20th Century Fox представила первую часть перезапущенной франшизы - «Восстание планеты обезьян» или приквела самого первого фильма 1968 года. Может быть, в следующих сериях публика увидит объяснение того, как Земля дошла до той жизни, какую застал на ней астронавт Тейлор. Руперта Уайатта - история об ученом (Джеймс Франко), который в ходе опытов по созданию лекарства от болезни Альцгеймера наделил самца шимпанзе разумом, а подопытный совершенно сознательно заразил собратьев и увел их в лес. Выходящее в середине нынешнего лета продолжение, «Планета обезьян: Революция» Мэтта Ривза, - о том, как спустя годы обезьяны и выжившие после глобальных эпидемий люди сходятся в первой важной битве.

 Если говорить о цифрах, то «Восстание планеты обезьян» с бюджетом 93 млн. долларов заработало в мировом прокате 481,8 млн. долларов. В первый уикенд в США фильм собрал 54,8 млн., а в первый день – 19,5 млн., заняв четвертую строчку кассовых результатов августа за всю историю фиксации кассовых сборов. «Революция» с бюджетом 170 млн. долларов в первый же уикенд мирового проката заработала более 103 млн. долларов. В США с 11 июля фильм вышел на 3967 экранах. Внутренние сборы за первый уикенд составили 72,6 млн. долларов.

кадр из фильма "Планета обезьян: Революция"

 Если же вспомнить об идеях, то два фильма перезапущенной франшизы возвращаются к осмыслению общественно важных тем, на этот раз связанных с наукой – к проблемам научной этики и отношения к животным. На первый взгляд разговоры о правах животных кому-то покажутся фантастикой. Но в последние десятилетия в мире заметна тенденция ограничения опытов над обезьянами. Например, в Австрии, Великобритании, Нидерландах, Швеции по этическим причинам запрещены медицинские эксперименты над человекообразными обезьянами, за исключением тех случаев, когда в лечении нуждается сама обезьяна. Дальше других пошла Испания – в 2008 году парламентская комиссия страны по вопросам окружающей среды заявила, что поддерживает проект некоммерческой организации The Great Ape Project о об ограниченном правовом статусе гоминидов (семейство приматов, куда как раз и входят фигурирующие в обезьяньей франшизе шимпанзе, орангутанги и гориллы). Согласно этому проекту, за обезьянами признается право на жизнь, свободу личности и охрану от пыток.

кадр из фильма "Планета обезьян: Революция"

 Может быть, эта проблематика для массового зрителя пока маргинальна. Зато его наверняка привлекут технологии 3D и Motion capture. Обезьяны в фильме представляют собой CGI-модели (кстати, по этой причине «Восстание планеты обезьян» получило одобрение организации PETA, «Люди за этичное обращение с животными», а Руперт Уайатт - специальную премию Proggy). Энди Серкис, подаривший свой образ Голлуму и Кинг-Конгу, в «Революции» снова появляется «в роли» шимпанзе Цезаря. Этот персонаж уже принес ему множество номинаций на различные премии, в том числе и от тех организаций, которые чаще всего не признают Motion capture актерской игрой.

Уже анонсирована третья часть обновленной франшизы. Режиссером пока безымянного проекта снова должен быть Мэтт Ривз. Релиз запланирован на лето 2016 года.

Автор: Марина Латышева

www.proficinema.ru

Добавить комментарий

Правила комментариев просты. Будьте культурны и придерживайтесь темы материала, в противном случае комментарии будут удалены. Чтобы не заполнять постоянно поля Имя и E-mail, не расшифровывать картинку и не дожидаться модерации комментариев - зарегистрируйтесь на сайте.


Защитный код
Обновить

toafriend
Copyright © 2010 Официальный сайт кинотеатра в ГКЦ "Планета". Powered by «Of course We Are ))»
All trademarks are the property of their legal owners.